рис. 19 Начальный ряд петель, набранный способом 3
С более сложными вариантами набора петель, которые требуют определенного навыка в работе, вы сможете познакомиться в уроке 5.
Лицевые петли
Строение лицевой петли (рис. 20) позволяет выполнять ее двумя способами: за переднюю стенку (способ 1) и за заднюю (способ 2).
рис. 20 Схема строения лицевой петли
Вывязывание лицевой петли за переднюю стенку (способ 1). Этот способ вывязывания лицевой петли принято считать классическим. В литературе по вязанию имеется в виду именно он, разумеется, если нет оговорки, что петлю следует выполнять иначе.
Упражнение 1. Платочное вязанье из лицевых петель, вывязанных за передние стенки (рис. 21). Это вязанье еще называют репсовым, веревочкой, рябушкой, грядками. В России им вязали платки, поэтому до сих пор сохранилось название "платочное". Оно одинаково выглядит с обеих сторон (двустороннее), поэтому часто используется при вязании воротников, планок, шарфов и т.д.
рис. 21 Платочное вязанье из лицевых петель, вывязанных за передние стенки
Наберите 29 петель на 2 спицы, сложенные вместе, и вытяните одну из спиц. Возьмите в левую руку спицу с набранными петлями (левая спица), в правую - рабочую спицу (правая). Нить, идущая от клубка, должна лежать на указательном пальце левой руки, зажиматься между указательным и средним пальцами и далее между безымянным и мизинцем. Интересно отметить, что исходное положение рабочей нити может быть и другим. Например, на юге Болгарии вязальщицы нить вешают на шею, во Франции держат в правой руке.
Прежде чем связать 1-ю лицевую петлю, нужно снять, не провязывая, крайнюю петлю - кромочную. Для этого введите в нее рабочую спицу справа налево (рис. 22) и переведите на нее петлю, нить при этом лежит на левом указательном пальце. Условимся, что и в дальнейшем в начале каждого ряда крайнюю петлю будем снимать, не провязывая (последнюю пока будем вязать лицевой). В процессе вязания этим петлям отведена вспомогательная роль; они образуют кромку с краев полотна. В построении узоров кромочные петли не участвуют, поэтому и не входят в счет петель, из которых строится узор. Например, если указывается, что нужно набрать 25 петель, то из них только 23 образуют узор, а 2 являются кромочными (по одной с обеих сторон вязанья). Поэтому принято считать 1-й петлей ту, которая находится рядом с кромочной.
рис. 22 Один из вариантов снятия кромочной петли
После того как кромочная петля снята, введите правую спицу в следующую петлю слева направо (рис. 23) и, захватив рабочую нить с указательного пальца, протяните ее в петлю, переведите новую петлю с левой спицы на правую. Точно так же провяжите все остальные петли начального ряда. Образовался 1-й ряд. Левая спица освободилась и теперь станет рабочей.
рис. 23 Вывязывание лицевой петли за переднюю стенку
Чтобы связать 2-й ряд, свободную спицу возьмите в правую руку, а работу поверните противоположной стороной к себе и расположите в левой руке. Как и прежде, кромочную петлю снимите, не провязывая, а все остальные петли вяжите лицевыми за передние стенки. Аналогично начинают и вяжут все последующие ряды. Когда высота вязаного полотна достигнет половины его ширины (например, если ширина 10 см, вверх свяжите 5 см), работу приостановите и вязанье оставьте на спице. Для следующего упражнения приготовьте нить той же толщины, но другого цвета (лучше контрастного).
Учтите, что первые 12 упражнений, которые помогут вам усвоить основные элементы ручного вязания, необходимо выполнять в виде цельного полотна одними и теми же спицами и нитью одинаковой толщины. При этом число петель для каждого очередного упражнения остается умышленно неизменным - 29. Такие условия неслучайны. Полотно, которое вы свяжете разными узорами на одном и том же количестве петель, будет неодинаковым по ширине, так как каждый из видов вязки имеет свои определенные свойства. Предлагаемый способ выполнения работы поможет наглядно познакомиться с некоторыми особенностями трикотажного полотна и научит внимательнее относиться к выбору узоров, особенно если их приходится соединять в одной модели.
Упражнение 2. Платочное вязанье в полоску (рис. 24). Продолжайте вязать полотно лицевыми петлями за передние стенки, меняя цвет нити через каждые два ряда, нить при этом не обрывайте. Начиная работать нитью другого цвета, провязывайте ею кромочную лицевой петлей. Это тот редкий случай, когда кромочную петлю не снимают, а провязывают. Выполнив работу, вязанье оставьте на спице.
рис. 24 Платочное вязанье из цветных полосок
Вывязывание лицевой петли за заднюю стенку ("бабушкина" лицевая - способ 2). "Бабушкины" лицевые петли используются в ручной вязке только в определенных случаях, и это, как правило, оговаривается. В литературе по вязанию их называют по-разному: прямая петля; лицевая, провязанная за нижнюю дольку; лицевая, подхваченная сзади; лицевая за нижнюю нить и т. п. Все эти названия условны, и которое из них можно считать наиболее удачным, сказать трудно.
Упражнение 3. Платочное вязанье из лицевых петель, вывязанных за задние стенки (рис. 25). Это вязанье несколько плотнее, чем предыдущие. Лицевые петли вязать неудобно из-за структуры полотна.
рис. 25 Платочное вязанье из лицевых петель за задние стенки
1-й ряд и все последующие - лицевые петли. Работу выполняйте на том же полотне. Положение пальцев и нити точно такое же, как при вывязывании лицевой способом 1: кромочную снимите, в следующую петлю введите спицу справа налево (рис. 26) и, захватив нить с указательного пальца, протяните в петлю, переведите новую петлю с левой спицы на правую. "Бабушкиными" лицевыми свяжите полотно нужной высоты и оставьте работу на спице.
рис. 26 Так вяжут лицевую петлю за заднюю стенку - "бабушкина" лицевая
Прежде чем перейти к уроку 2, внимательно прочтите практические советы, предложенные в уроке 1. Не забывайте о них, вывязывая тренировочное полотно. Достаточно потренировавшись, начинайте упражнения, помещенные в следующем уроке.
Практические советы
* Если прежде вы никогда не вязали, то рекомендуем пользоваться сначала только шерстяной пряжей (желательно светлого тона). Толщину нити выберите такую, чтобы можно было вязать спицами № 2,5 или 3. Работать хлопчатобумажными нитями, пока не появится опыт, не следует: они неэластичны, поэтому петли плохо скользят по спице, что крайне затрудняет процесс вязания.
* Набирая петли начального ряда, старайтесь как можно туже затягивать их на спице, но учтите, что следующий ряд (как и все остальные) вязать нужно более слабо. Лучший вариант вязки - это когда петля плотно "обнимает" спицу. Существует такое правило: петельный шаг (см. рис. 20) должен по ширине равняться четырем нитям или расстояние между соседними петлями на спице должно приблизительно быть равным двум нитям. Время от времени контролируйте исполнение работы: передвиньте вязанье по спице туда и обратно несколько раз. Если оно движется с чуть заметным усилием, значит, петли выполнены правильно.
* Многие любители вязания не обращают внимания на то, как повернуть полотно после окончания ряда, чтобы начать новый. Чаще всего поворачивают вязанье вокруг своей оси по часовой стрелке. Если в это время в работе не одна нить, а 2-3, например при вязании многоцветного орнамента или полосок, то постепенно нити путаются, скручиваются между собой и вязать становится трудно. Чтобы этого избежать, вязанье нужно поворачивать туда и обратно.
* Если вязать все ряды лицевыми петлями из тонких нитей очень толстыми спицами, то получается ажурное, рыхлое полотно. Такой прием нередко используют при вязании шалей и летних блузок.
Урок 2. Изнаночные петли. Скрещенные петли. Изнаночные петли и способы их вывязывания. Расчет для симметрии узора. Скрещенные петли и их особенности. Как лучше вязать кромочные. Двойная кромочная. Закрепление петель последнего ряда. Практические советы. Узоры из сочетания лицевых и изнаночных петель
Изнаночные петли
Изнаночные петли, как и лицевые, могут выполняться несколькими способами. Познакомимся с двумя из них.
Вывязывание изнаночной петли способом 1 (рис. 27). Снимите кромочную петлю и расположите рабочую нить перед левой спицей. Правую спицу введите в петлю справа налево за рабочей нитью и обвейте ею нить против часовой стрелки, образовавшийся виток втяните в петлю и переведите новую петлю с левой спицы на правую. Такая изнаночная соответствует лицевой петле, выполненной способом 1.
рис. 27 Вывязывание изнаночной петли способом 1
Упражнение 4. Платочное вязанье из изнаночных петель (рис. 28). Вернемся к учебному полотну. Все ряды выполняйте изнаночными петлями. Структура полотна должна резко измениться: оно станет более рыхлым и широким, как бы туго ни вязали изнаночные петли.
рис. 28
Платочное вязанье из изнаночных петель
Вывязывание изнаночной петли способом 2 ("бабушкина" изнаночная - рис. 29). Снимите кромочную и расположите рабочую нить перед левой спицей. Правую спицу введите в петлю справа налево за рабочей нитью, затем подведите нить под конец правой спицы, втяните ее в петлю и переведите новую петлю с левой спицы на правую. Изнаночная, выполненная этим способом, соответствует "бабушкиной" лицевой.
рис. 29 Вывязывание изнаночной петли способом 2 - "бабушкина" изнаночная
Упражнение 5. Чулочное вязанье из "бабушкиных" петель (рис. 30). Вязанье это старинное, но никогда не выходящее из моды. Оно универсально, так как пригодно для женских, мужских и детских вещей, спортивной и нарядной одежды, шапочек, купальников, носков, чулок, варежек и т. п. Ровная поверхность вязанья позволяет использовать его как фон для выпуклых и ажурных узоров, а также для орнаментов и вышивки. Есть в нем недостаток: полотно чулочной вязки закручивается (кстати, эту особенность используют, выполняя рулики), поэтому нижний край рекомендуется начинать с какого-либо двустороннего узора.
рис. 30 Чулочное вязанье из "бабушкиных" петель
Чулочное вязанье относится к разряду односторонних. Его лицевая сторона называется лицевой гладью, изнаночная-изнаночной гладью. Последняя напоминает платочное вязанье из лицевых петель, но выглядит несколько ровнее из-за отсутствия "грядок", присущих платочному вязанью.
На первый взгляд может показаться, что выполнить чулочное вязанье весьма просто. Но по-настоящему красивым оно бывает только у опытных мастериц. Один из "секретов" исполнения - это вязание "бабушкиными" петлями.
1-й ряд - лицевые "бабушкины" петли.
2-й ряд - изнаночные "бабушкины" петли.
3-й ряд - узор повторять с 1-го ряда.
Упражнение 6. Резинка 3х3 из "бабушкиных" петель (рис. 31). Число петель для этого образца должно делиться на 6 плюс 3 дополнительные петли для симметрии узора плюс 2 кромочные.
рис. 31 Резинка 3х3
В дальнейшем при описании большей части узоров даны подробные расчеты, объясняющие, как определяется число петель, необходимое для набора. Первая цифра расчета показывает, сколько петель входит в мотив узора (мотив - это определенная комбинация петель, ритмично повторяющихся в вязаном узоре). Вторая цифра объясняет, сколько петель нужно прибавить к первому числу, чтобы узор получился симметричным с обеих сторон. Для вязаний типа платочного и чулочного второй цифрой пренебрегают. Третья цифра указывает число кромочных.
Итак, для резинки 3х3 на спицах должно быть 29 петель.
1-й ряд - 3 лицевые "бабушкины", 3 изнаночные "бабушкины" и т.д. (т.е. чередовать 3 лицевые с 3 изнаночными до конца ряда).
2-й ряд - по рисунку, т.е. над лицевыми петлями вязать лицевые, над изнаночными - изнаночные.
3-й ряд - узор повторять с 1-го ряда.
Упражнение 7. Шахматка (рис. 32). Число петель должно делиться на 6 плюс 3 дополнительные петли для симметрии узора плюс 2 кромочные. На спицах 29 петель (и лицевые, и изнаночные вязать способом 1).
рис. 32 Шахматка
1-й ряд - 3 изнаночные, 3 лицевые и т.д.
2, 3 и 4-й ряды - по рисунку.
5-й ряд - 3 лицевые, 3 изнаночные и т.д.
6, 7 и 8-й ряды - по рисунку.
9-й ряд - узор повторять с 1-го ряда.
Скрещенные петли
Петля, стенки которой расположены крест-накрест, называется скрещенной (старинное ее название петля-крест). Вывязываются такие петли особым образом из обычных лицевых (рис. 33) и изнаночных (рис. 34) или получаются при соединении лицевых и изнаночных петель разных типов. Например, если провязать ряд изнаночных петель способом 1, а следующий - "бабушкиными" лицевыми, то петли предыдущего ряда станут скрещенными.
рис. 33 Так образуется скрещенная лицевая петля
рис. 34
Вывязывание скрещенной изнаночной петли
Преимущество скрещенных петель состоит в том, что вязанье из них бывает более плотным и растягиваемся меньше, чем из обычных петель. Поэтому ими рекомендуется вязать носки, варежки и другие вещи, требующие повышенной прочности. В то же время скрещенные петли имеют существенный недостаток: они повернуты под некоторым углом к поверхности полотна и от этого оно перекашивается (особенно чулочное) - это ограничивает их использование. Хотелось бы предупредить еще об одном. Иногда по тем или иным причинам приходится частично распускать вязанье, а затем вновь сажать петли на спицу и продолжать работу. В этих случаях нужно тщательно следить за тем, чтобы не появились скрещенные петли: резко отличаясь от обычных, они нарушают поверхность полотна. Во избежание этого советуем следующее: если после прерванной работы ряд вяжется лицевыми петлями, то выполняйте их способом 1 или 2 в зависимости от того, как они были посажены на спицу: передней или задней стенкой к исполнительнице. Провязывая следующий ряд, внимательно проверяйте, не расположены ли крест-накрест стенки некоторых петель, и если встретится такая петля, то, не провязывая, снимите ее на правую спицу и, развернув, верните на левую.